Неблагополучная семья
Почему мы чаще всего сталкиваемся с понятием «трудный» именно по отношению к подростку? Во-первых, дело тут в самом подростке, его психологических особенностях. Этот возраст сам по себе трудный, но и интересный. С одной стороны подросток старается казаться взрослым, а с другой - сохраняет детские черты, обнаруживает неумение к самостоятельным действиям и решениям. Предъявляет повышенные требования к учителям, родителям, окружающим, проявляет к ним критичность, а сам не умеет владеть собой, уже не говоря о том, что подростку характерно несоответствие между процессами возбуждения и торможения. В общем, ему присущ целый клубок противоречий. Это кризис возраста. Во-вторых, как показывают исследования, «трудный» подросток и «трудные» семьи - эти понятия неразделимы. Неблагополучный ребёнок неразрывно связан с неблагополучной семьёй. Многие социальные пороки (преступность, алкоголизм, наркомания и другие), присущие подросткам, вырастают из семьи. И это тоже доказано: дети – зеркало образа жизни отцов и матерей. «Трудных» подростков порождают зримые и незримые педагогические причины. Среди них можно выделить такие, как отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет, незнание их интересов и потребностей, чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные поступки, безнадзорность, отсутствие внимания, потеря эмоциональных контактов, распад семьи.
Приведу несколько тактичных правил, которые помогут вам, уважаемые родители, избежать конфликтных ситуаций в общении с подростком.
Всегда сохраняйте спокойствие! Паника и эмоциональное напряжение лишь усложняют проблему, вам будет трудно добиться рационального подхода к ситуации, так как разум молчит, когда говорят эмоции. Поэтому старайтесь держать себя в руках.
Разговаривайте! Чем больше вы будете говорить с подростком, тем лучше разберетесь в сути: проблемы, к тому же подросток будет понимать вас и яснее осознавать последствия своего поведения.
Оказывайте поддержку! Показывайте подростку как можно чаще «Я - посланиями», то есть говорите о своих чувствах, мыслях, ощущениях, действиях (это касается и тех случаев, когда речь идет о вашем поведении). Старайтесь не приписывать подростку ваших собственных мыслей по поводу его чувств и поведения.
Будьте последовательны! Если вы выбрали линию поведения, будьте терпеливы, так как ничто не срабатывает сразу.
Обращайтесь всегда к фактам! Старайтесь не пользоваться домыслами, тем более чьими-то. Дети, как впрочем, и взрослые, очень болезненно переживают подобные вещи. Поэтому факты обязательно должны быть проверены. Не переходите на личность. Обсуждайте поступки, поведение, ситуацию, не переходя на обсуждение личности в целом.
Слушайте ответы! Умение слушать - жизненно необходимое условие общения. Это больше, чем просто дотерпеть до конца разговора. Это умение понять сказанное подростком в его ценностях и смыслах, вникнуть в его позицию. Не перебивайте! Не оценивайте то, что дорого подростку. Если вам что-то непонятно, задавайте вопросы. Ребёнок начинает обманывать родителей после того, как убеждается, что они не готовы выслушать его правду до конца.
Избегайте сравнений! Все мы знаем, как больно и обидно, когда нас сравнивают с кем-нибудь, подчеркивая, что у него всё лучше получается. Берегите чувства вашего подростка, ведь он и так постоянно себя спрашивает с успешными сверстниками, и это сравнение часто не в его пользу.
Старайтесь не обобщать! Даже если в одном случае из ста вы будете не правы, ваш ребёнок будет очень обижен.
Признавайте ошибки! Любая попытка скрыть свою неправоту - одна из самых неприятных манипуляций, которая мешает созданию доверительных отношений. Покажите своему ребёнку пример. Умение открыто признавать свои ошибки - прерогатива сильных и уверенных в себе людей.
И. Суханова, инспектор ГДН МО МВД РФ «Киренский».