В 1970 году вышла книга под названием «Ленское речное пароходство». В разделе «У истоков парового судоходства» говорилось, что первый пароход, положивший начало паровому судоходству на Лене и в Ленском бассейне, был построен в 1856 году и спущен на воду под названием «Первенец». В разных изданиях упоминались еще даты: 1858 и 1861 годы. Но историк Иркутского Государственного университета Сергей Гузенков на основании двадцати одного исторического документа Государственного архива Иркутской области в своей статье «У истоков пароходства на Лене» доказал, что пароход «Первенец» был построен и спущен на воду во второй половине июля 1862 года. Хозяином его был иркутский купец первой гильдии Иван Степанович Хаминов, очень интересная и знаменитая личность среди деловых людей Иркутской губернии.
Первоначально сферой его предпринимательской деятельности были доставка клади и казенные подряды, которые с большим трудом и длительным временем, иногда в течение одного года, доставлялись из центральной России.
Поэтому внимание Хаминова привлекает в этот период пароходство. Рост товарообмена между Сибирью, Дальним Востоком и Европейской частью России водным транспортом был более выгодным. Поэтому И.С. Хаминов еще в 1852 году совместно с томским и селенгинским купцами Туковым, Марьиным и Кандинским основал кампанию «Опыт». Принадлежавший им пароход «Ермак» занимался перевозкой пассажиров и грузов между Томском и Тюменью.
Имея определённый опыт в пароходном деле и располагая достаточным капиталом, Хаминов заказал пароход, предназначенный для рейсирования по Лене и Витиму. По окончании строительства (1862г.) судно спустили на воду, и оно начало выполнять рейсы в Лено-Витимском бассейне. Таким образом, начало пароходства на Лене, согласно отчёту Иркутского генерал-губернатора, относится к июлю 1862 года. Именно Иван Степанович Хаминов был первопроходцем пароходного дела на реке Лена и её притоков.
В свою первую навигацию пароход «Первенец» с баржей сделал рейсы от Верхоленска до Якутска и обратно до Якурима. От Якурима прошёл до Малыгинской золотопромышленной резиденции и обратно до города Киренска, где и остался на зимовку. В 1862 году было перевезено 296 пассажиров и до 15 500 пудов различного груза, преимущественно железных изделий, мамонтовой кости и пушного товара. Заработок судна составил 17 тысяч рублей, а затраты на его содержание составили 15 тысяч рублей, т. е. реальный доход составил всего лишь 2000 рублей.
В 1864 году было совершено уже 12 рейсов: два по Лене от Киренска до Якутска и один до Магинского селения, остальные - по Витиму до селения Витимского. Тяжестей перевезено до 50 ООО пудов на общую сумму 43 832 рубля. По сравнению с 1864 и 1865 годами перевозки грузов на пароходе Хаминова возросли на 59% и составит 93000 пудов. Заработок также увеличился на 61%. Большая часть товаров доставлялась на Витимские золотые прииски.
Появление первого парохода на Лене явилось большим событием и не осталось незамеченным. «Можно надеяться,- писал в своём отчёте генерал-губернатор Восточной Сибири, - что как самое учреждение пароходства по реке Лене, так и выгодные результаты его будут иметь большое влияние на оживление местной торговли и промышленности». Так оно и получилось. С подачи лёгкой руки Ивана Степановича, а она была у него действительно лёгкой во всех сферах его деятельности, и с первой зимовкой парохода «Первенец» в г. Киренске, он не только доказал но и дал толчок развитию пароходного дела на Лене. Его примеру в будущем последовали богатые крестьяне села Банщиковского братья Дмитриевы, из г. Киренска Кушнарёв, купчиха Анна Ивановна Громова из Якутска, купцы-золотопромышленники г. Иркутска М.А. Сибиряков, ИИ. Базанов. И.Н. Трапезников, управляющий Нижне-Удинским железоделательным заводом - купец первой гильдии Н.Е. Глотов и другие.
Выявленные документы позволяют проследить судьбу первого ленского парохода. После 9- летней работы пароход «Первенец» с баржей с 1870-го года обрел новых хозяев. Его купили сибирские золотопромышленники братья Трапезниковы и дали ему название «Гонец». Они же в 5 верстах от села Витим в местности Виска устроили для него пристань с небольшим зимним механическим заведением.
Через несколько лет рейсирования «Гонец» стал собственностью золотопромышленников Сибирякова и Базанова.
В июле 1883 года на пароходе «Гонец» произошла трагедия — взорвался паровой котел. Вот что мне удалось найти об этом взрыве в Государственном архиве Иркутской области.
Копия с донесения капитана парохода «Гонец» Минеева в Управление пароходства компании Базанова и Сибирякова от 8 августа 1883 года.
«8-го числа сего месяца в шесть часов 15 минут утра выше г. Олекмы в 7 верстах во время ходу произошел взрыв среднего котла в топке и паром, брошенным через дымогарные трубки в машинное отделение и наверх, а из топки в кочегарню, и как в том, так и в другом отделении обварило паром всех находившихся там людей: машиниста Олонцева Г.Н., который еще успел выбежать на палубу и запереть аппарат от соединительной трубки и открыть выпускной аппарат. Также вышел на палубу и помощник машиниста Карпенко Василий.
Масленщика же Харитона Пуляева и тещу Олонцева и сына его с признаками жизни вынесли из машины, и сейчас же их всех отправили в больницу. Жену же Олонцева и дочь его нашли без признаков жизни в каюте машиниста. В кочегарне найдены без признаков жизни помощник машиниста Яковлев Егор и два кочегара Горбунов Федор и бродяга Иван, и одного из находившихся на вахте кочегара Степанова Гавриила вовсе не оказалось. Об случившемся дано знать местной Полицейской власти, которая и постановила акт.
При этом присовокупляю, что пароход будет задержан до получения распоряжения от господина Губернатора Якутского.
Поломок в машине нет, исключая одной питательной трубы, которую оторванной заслонкой от дымовика погнуло и вдоль трубы сделало щель длиною в 7 дюймов и шириною в 0,4 дюйма. Два остальных котла совершенно целы и топки не покороблены.
Покорнейше прошу Управление прислать машиниста и с ним одного помощника, а также сделать распоряжение, как поступить: идти обратно одному пароходу или с баржей.
На двух котлах, я думаю, мы хотя небыстро, но можем идти с баржей.
Из отправленных в больницу умерли все за исключением Карпенко Василия.
О чем честь имею донести Управлению пароходством. Подлинно подписал капитан парохода «Гонец» И. Минеев, с подлинным верно. Доверенный компании Пароходства Николай Черных».
В заключение хотелось бы еще кое-что добавить о жизни и деятельности И.С.Хаминова. В 1865 году он был одним из учредителей крупнейшего пароходно-транспортного предприятия в Обь-Иртышском бассейне.
Его пароходы ходили по Байкалу и реке Селенге. Иван Степанович занимался разного рода коммерческой деятельностью. В Иркутской губернии был непревзойденным банкиром.
Имея огромное состояние, и не имея своих детей, Хаминов широко занимался благотворительной деятельностью.
Прежде всего, имя этого знаменитого купца связано с историей создания в Иркутске женских гимназий и прогимназий.
На его средства строились и ремонтировались помещения, учреждались стипендии, оказывалась материальная помощь преподавательскому составу.
Благодаря пожертвованиям И.С. Хаминова, были открыты Сиропитательно-ремесленая школа для мальчиков им. К.П. Трапезникова и городское 4-классное училище им. Александра III. Осуществлялась деятельность двух детских приютов - Александринского и Мариинского. Хаминов пожертвовал Александрийскому приюту 2-этажный дом и 3000 рублей.
В 1881 году Хаминов покупает 3-этажный дом на улице Большой - ныне Карла-Маркса за 160000 рублей с целью учреждения в нем детского приюта. Дополнительно жертвует 50000 рублей.
С его именем связано еще одно благотворительное заведение в Иркутске - училище для слепых. И это только какая-то часть его пожертвований. Много средств он вложил на богоугодные дела.
Любил Иван Степанович и власть. 9 лет он был Иркутским головой, и это стоило дорогого. Его деньги расходовались на разного рода торжества, но зато Иван Степанович был знаменит и титулован.
Многие крупные предприниматели города были отмечены разного рода царскими милостями за свои пожертвования. Однако Хаминов сумел превзойти всех. К концу жизни он являлся обладателем орденов св. Станислала 3,2,1 степеней, св. Анны 2 и 1 степеней, св. Владимира 4 и 3 степеней, наконец, имел высокий чин тайного советника.
Перед городом заслуги Хаминова были отмечены поднесением ему звания Потомственного Почетного гражданина и Почетного гражданина г.Иркутска. Портрет благотворителя украшал зал заседаний городской Думы.
Вот таким человеком и гражданином был в свое время Иван Степанович Хаминов.
Очень подробно о его жизни и деятельности к 180-летию со дня рождения в своей большой статье написала иркутский историк Наталья Гаврилова.
Очень хотелось бы, чтобы нынешние успешные киренские предприниматели в большей степени занимались благотворительной деятельностью.
А вот некоторые городские чиновники чтили огромные заслуги киренских речников, за счет которых городская казна питалась целое столетие, но вдруг им захотелось предать забвению тысячи заслуженных речников и поставить крест на музее Киренской РЭБ флота.
Владимир Садохин,
ветеран Киренской РЭБ флота.