Интервью

В 1970 году вышла книга под названием «Ленское речное пароходство». В разделе «У исто­ков парового судоходства» го­ворилось, что первый пароход, положивший начало паровому судоходству на Лене и в Лен­ском бассейне, был построен в 1856 году и спущен на воду под названием «Первенец». В разных изданиях упоминались еще даты: 1858 и 1861 годы. Но историк Иркутского Государст­венного университета Сергей Гузенков на основании двадца­ти одного исторического доку­мента Государственного архи­ва Иркутской области в своей статье «У истоков пароходства на Лене» доказал, что пароход «Первенец» был построен и спущен на воду во второй поло­вине июля 1862 года. Хозяином его был иркутский купец первой гильдии Иван Степанович Ха­минов, очень интересная и зна­менитая личность среди дело­вых людей Иркутской губернии.

Первоначально сферой его предпринимательской деятель­ности были доставка клади и казенные подряды, которые с большим трудом и длительным временем, иногда в течение од­ного года, доставлялись из центральной России.

Поэтому внимание Хаминова привлекает в этот период па­роходство. Рост товарообмена между Сибирью, Дальним Вос­током и Европейской частью России водным транспортом был более выгодным. Поэтому И.С. Хаминов еще в 1852 году совместно с томским и селенгинским купцами Туковым, Ма­рьиным и Кандинским основал кампанию «Опыт». Принадле­жавший им пароход «Ермак» занимался перевозкой пассажиров и грузов между Томском и Тюменью.

Имея определённый опыт в пароходном деле и располагая достаточным капиталом, Хами­нов заказал пароход, предназ­наченный для рейсирования по Лене и Витиму. По окончании строительства (1862г.) судно спустили на воду, и оно нача­ло выполнять рейсы в Лено-Витимском бассейне. Таким образом, начало пароходства на Лене, согласно отчёту Ир­кутского генерал-губернатора, относится к июлю 1862 года. Именно Иван Степанович Ха­минов был первопроходцем па­роходного дела на реке Лена и её притоков.

В свою первую навигацию пароход «Первенец» с баржей сделал рейсы от Верхоленска до Якутска и обратно до Якурима. От Якурима прошёл до Малыгинской золотопромышленной резиденции и обратно до горо­да Киренска, где и остался на зимовку. В 1862 году было пе­ревезено 296 пассажиров и до 15 500 пудов различного груза, преимущественно железных изделий, мамонтовой кости и пушного товара. Заработок судна составил 17 тысяч рублей, а затраты на его содержание со­ставили 15 тысяч рублей, т. е. реальный доход составил всего лишь 2000 рублей.

В 1864 году было совершено уже 12 рейсов: два по Лене от Киренска до Якутска и один до Магинского селения, остальные - по Витиму до селения Витимского. Тяжестей перевезено до 50 ООО пудов на общую сумму 43 832 рубля. По сравнению с 1864 и 1865 годами перевозки грузов на пароходе Хаминова возросли на 59% и составит 93000 пудов. Заработок также увеличился на 61%. Большая часть товаров доставлялась на Витимские золотые прииски.

Появление первого парохода на Лене явилось большим собы­тием и не осталось незамечен­ным. «Можно надеяться,- писал в своём отчёте генерал-губер­натор Восточной Сибири, - что как самое учреждение пароход­ства по реке Лене, так и выгод­ные результаты его будут иметь большое влияние на оживление местной торговли и промыш­ленности». Так оно и полу­чилось. С подачи лёгкой руки Ивана Степановича, а она была у него действительно лёгкой во всех сферах его деятельности, и с первой зимовкой парохо­да «Первенец» в г. Киренске, он не только доказал но и дал толчок развитию пароходно­го дела на Лене. Его примеру в будущем последовали богатые крестьяне села Банщиковского братья Дмитриевы, из г. Кирен­ска Кушнарёв, купчиха Анна Ивановна Громова из Якутска, купцы-золотопромышленники г. Иркутска М.А. Сибиряков, ИИ. Базанов. И.Н. Трапез­ников, управляющий Нижне-Удинским железоделательным заводом - купец первой гильдии Н.Е. Глотов и другие.

Выявленные документы по­зволяют проследить судьбу пер­вого ленского парохода. После 9- летней работы пароход «Пер­венец» с баржей с 1870-го года обрел новых хозяев. Его купили сибирские золотопромышлен­ники братья Трапезниковы и дали ему название «Гонец». Они же в 5 верстах от села Витим в местности Виска устроили для него пристань с небольшим зим­ним механическим заведением.

Через несколько лет рейсирова­ния «Гонец» стал собственно­стью золотопромышленников Сибирякова и Базанова.

В июле 1883 года на парохо­де «Гонец» произошла трагедия — взорвался паровой котел. Вот что мне удалось найти об этом взрыве в Государственном архи­ве Иркутской области.

Копия с донесения капитана парохода «Гонец» Минеева в Управление пароходства компа­нии Базанова и Сибирякова от 8 августа 1883 года.

«8-го числа сего месяца в шесть часов 15 минут утра выше г. Олекмы в 7 верстах во время ходу произошел взрыв среднего котла в топке и паром, брошенным через дымогарные трубки в машинное отделение и наверх, а из топки в кочегарню, и как в том, так и в другом отде­лении обварило паром всех на­ходившихся там людей: маши­ниста Олонцева Г.Н., который еще успел выбежать на палубу и запереть аппарат от соедини­тельной трубки и открыть вы­пускной аппарат. Также вышел на палубу и помощник машини­ста Карпенко Василий.

Масленщика же Харитона Пуляева и тещу Олонцева и сына его с признаками жизни вынесли из машины, и сейчас же их всех отправили в больницу. Жену же Олонцева и дочь его нашли без признаков жизни в каюте маши­ниста. В кочегарне найдены без признаков жизни помощник ма­шиниста Яковлев Егор и два ко­чегара Горбунов Федор и бродяга Иван, и одного из находившихся на вахте кочегара Степанова Гав­риила вовсе не оказалось. Об случившемся дано знать мест­ной Полицейской власти, кото­рая и постановила акт.

При этом присовокупляю, что пароход будет задержан до полу­чения распоряжения от господи­на Губернатора Якутского.

Поломок в машине нет, исключая одной питательной трубы, которую оторванной за­слонкой от дымовика погнуло и вдоль трубы сделало щель дли­ною в 7 дюймов и шириною в 0,4 дюйма. Два остальных котла совершенно целы и топки не по­короблены.

Покорнейше прошу Управ­ление прислать машиниста и с ним одного помощника, а также сделать распоряжение, как по­ступить: идти обратно одному пароходу или с баржей.

На двух котлах, я думаю, мы хотя небыстро, но можем идти с баржей.

Из отправленных в больницу умерли все за исключением Кар­пенко Василия.

О чем честь имею донести Управлению пароходством. Подлинно подписал капитан парохода «Гонец» И. Минеев, с подлинным верно. Доверенный компании Пароходства Николай Черных».

В заключение хотелось бы еще кое-что добавить о жизни и деятельности И.С.Хаминова. В 1865 году он был одним из учре­дителей крупнейшего пароходно-транспортного предприятия в Обь-Иртышском бассейне.

Его пароходы ходили по Бай­калу и реке Селенге. Иван Сте­панович занимался разного рода коммерческой деятельностью. В Иркутской губернии был не­превзойденным банкиром.

Имея огромное состояние, и не имея своих детей, Хаминов широко занимался благотвори­тельной деятельностью.

Прежде всего, имя этого зна­менитого купца связано с исто­рией создания в Иркутске жен­ских гимназий и прогимназий.

На его средства строились и ремонтировались помещения, учреждались стипендии, ока­зывалась материальная помощь преподавательскому составу.

Благодаря пожертвованиям И.С. Хаминова, были откры­ты Сиропитательно-ремесленая школа для мальчиков им. К.П. Трапезникова и городское 4-классное училище им. Алек­сандра III. Осуществлялась деятельность двух детских приютов - Александринского и Мариинского. Хаминов по­жертвовал Александрийскому приюту 2-этажный дом и 3000 рублей.

В 1881 году Хаминов поку­пает 3-этажный дом на улице Большой - ныне Карла-Маркса за 160000 рублей с целью учре­ждения в нем детского приюта. Дополнительно жертвует 50000 рублей.

С его именем связано еще одно благотворительное заведе­ние в Иркутске - училище для слепых. И это только какая-то часть его пожертвований. Много средств он вложил на богоугод­ные дела.

Любил Иван Степанович и власть. 9 лет он был Иркутским головой, и это стоило дорогого. Его деньги расходовались на разного рода торжества, но зато Иван Степанович был знаменит и титулован.

Многие крупные предприни­матели города были отмечены разного рода царскими мило­стями за свои пожертвования. Однако Хаминов сумел прев­зойти всех. К концу жизни он являлся обладателем орденов св. Станислала 3,2,1 степеней, св. Анны 2 и 1 степеней, св. Вла­димира 4 и 3 степеней, наконец, имел высокий чин тайного со­ветника.

Перед городом заслуги Хами­нова были отмечены поднесени­ем ему звания Потомственного Почетного гражданина и По­четного гражданина г.Иркутска. Портрет благотворителя укра­шал зал заседаний городской Думы.

Вот таким человеком и гра­жданином был в свое время Иван Степанович Хаминов.

Очень подробно о его жизни и деятельности к 180-летию со дня рождения в своей большой ста­тье написала иркутский историк Наталья Гаврилова.

Очень хотелось бы, чтобы нынешние успешные киренские предприниматели в большей степени занимались благотвори­тельной деятельностью.

А вот некоторые городские чиновники чтили огромные за­слуги киренских речников, за счет которых городская казна пи­талась целое столетие, но вдруг им захотелось предать забвению тысячи заслуженных речников и поставить крест на музее Киренской РЭБ флота.

 

Владимир Садохин,

 ветеран Киренской РЭБ флота.

 

Добавить комментарий

Имя*                             E-Mail*


Защитный код
Обновить